Памятный крест на городище «Замэчек»
Замчище. Руины каменных ворот
Оборонные укрепления
Этнографический комплекс "Мельница"
Детский музей мифологии и леса
Заславский городской исполнительный комитет
Железнодорожная станция Беларусь
Детский парк культуры и отдыха
Выставочный комплекс историко-культурного музея-заповедника
Водоем в Детском парке культуры и отдыха
Центральный сквер. Памятник князю Изяславу
Стелла на въезде в город Заславль
Спасо-Преображенская церковь
Республиканский центр олимпийской подготовки по гребным видам с порта

 

Городище «Замэчек»

“Замэчак” по-белорусски означает “небольшой замок”. Располагается городище нa юго-западной окраине города, и image002заболоченной пойме реки Черница, а также па вершине и северо-восточном склоне холма, который возвышается над поймой реки нa 24 м. Городище возведи в последнее десятилетие X в. Его внутренняя площадка почти круглая, диаметром 70-74 м. Высота земляного кольцевого вала составляет 3 м при ширине в основании 13 м, его внешние склоны бы укреплены наклоненным частоколом, а верх защищала срубная деревянная оборонительная стена. Вокруг вала проходил ров шириной 11 м и глубиной 3,5 м, не заполнявшийся водой. Отсутствие в Заславле других укреплений X в. позволяет считать городище “Замэчак” остатками города-крепости Изяславль, основанного, по летописным источникам, князем Владимиром для Рогнеды и Изяслава.

В 1992 году на “Замэчке” был установлен мемориальный знак, выполненныйimage004 в виде креста на круглом постаменте. 992 год ознаменовался созданием первой в Беларуси епархии – Полоцкой, но этому предшествовали драматические события: “кровавая свадьба” князя Владимира с полоцкой княжной Рогнедой, насильственный переезд се в стольный Киев, попытка покушения на Владимира и, наконец, ссылка гордой Рогнеды-Гориславы с сыном Изяславом сюда, в “отчину”…

В 988 году, после крещения, князь Изяслав занял полоцкий престол. Рогнеда, приняв монашеский постриг под именем Анастасии, осталась в Изяславле, построила на Черной торс монастырь, у стен которого и была похоронена в 1000 г.

 

 

image006

 

 

Заславский замок: Спасо-Преображенская церковь, вал, замковые ворота, каменный крест

Город-крепость Изяславль был основан великим киевским князем Владимиром не на пустом месте. Строился он в километре от расположенного у впадения Черницы в Свислочь поселения, которое выполняло роль административного пункта для управ округой и сбора княжеской дани. Впоследствии, с угасанием “Замэчка”, именно сюда переместился исторический центр Изяславля. В XVI -XVII вв. на месте укреплений, возводившихся еще с конца XI в., магнатами Глебовичами был построен бастионный замок. Валы высотой 8 – 9,5 м имеют форму неправильного многоугольника со сторонами 188,166, 90 и 60 м по углам его располагались земляные бастионы. Попасть внутрь можно было через двухэтажную въездную башню в южной куртине, по подъемному мосту. Замок был окружен водами искусственного озера, образовавшегося в результате сооружения плотин на реках Свислочь и Княгинька.image010

 

image008Возведен в конце XVI – начале XVII в. Это прямоугольное в плане здание под высокой двускатной крышей – выразительный памятник архитектуры ренессанса, наделенный простотой и цельностью композиционно-декоративного решения. С запада к храму примыкает башня-звонница, 35-метровая, квадратная в основании и восьмигранная в последующих ярусах.

В 1626 г. храм был освящен как костел Св. Михаила-архангела, а спустя полвека при костеле был основан доминиканский монастырь, закрытый царскими властями после восстания 1830-1831 гг. Вскоре та же участь постигла и костел, ставший позже Спасо-Преображенской церковью.

 

 

 

 

image016Костел Рождества Девы Марииimage014

Деревянный костел был заложен на Рыночной площади еще в 1625 г., а полтора столетия спустя, в 1779 г, нa его месте поднялась эта барочная святыня утонченного силуэта. Вытянутые вверх пропорции небольшого по размеру храма создают впечатление восхитительной стройности и хрупкости. Удивительно совершенной и изящной формой костел обязан известному итальянскому архитектору-Карло Спампапи.

Под его наблюдением возводился храм, украсить который лепниной и скульптурными образами. Спампани пригласил Кароля Ельского. Живописные картины написал Антоний Смуглевич. В 1868 г. костел был освящен как церковь Рождества Богородицы. Разрушенный в 1944 г., костел находится на реставрации. Сейчас в нем вновь проходят богослужения католической общины.

  image012

 

 

Замчище, год постройки (перестройки): XI-XVIII

image018image022Въезд в замок устроили с южной стороны, поставив кирпичную браму – двухэтажную постройку размером 25×2.5 м с толщиной стен более одного метра. С северной стороны также находилась брама, но меньших размеров. Перед южной брамой прорыли ров, поднятые плотинами воды реки Свислочи образовали искусственное озеро, которое кольцом окружало замок, придавая ему островное положение.

С городом его соединял подъемный мост. Внутри крепости располагалась резиденция владельцев города. Замковые сооружения были разрушены во время Тринадцатилетней войны с Россией (1654 -1667), и только южная брама дошла до наших дней в руинах.

image020 

 

Музей-заповедник «Заславль»

Комплекс расположен на Рыночной площади. В нем представлены гобелены “Рогнеда”, “Молитва” и “Полоцкие колокола”, созданные image026белорусскими художниками Ольгой Демкиной и Юрием Пискуном по мотивам древней истории Заславля и Полоцка. Здесь же, в экспозиции “Музыка вячорак”, можно увидеть и – что куда интереснее – услышать музыкальные инструменты, бытовавшие в разных регионах Беларуси.

1. Крупнейшая в Беларуси коллекция “маляваных дываноў

“Расписные ковры” – так переводится это белорусское словосочетание – как будто соединяют красоту природы и бесконечно текущую жизнь с человеческой мечтой, рожденной в сердце художника. Этот феномен художественного творчества можно увидеть в выставочном комплексе музея, в фондах которого хранятся 182 ковра. Коллекция собиралась сотрудниками музея-заповедника по всей Беларуси. Шедевры творчества универсального таланта Язэпа Дроздовича туг соседствуют с проникновенными работами мастерицы со Случчины Алены Киш: неповторимые по рисунку и колориту ковры 30 – 50-х гг. XX ст. органично смотрятся рядом с произведениями современных белорусских художников. 

image0302. Музей “Хата завознiка”

Рядом с железнодорожным вокзалом разместился этнографический уголок экспозиции. Это, если угодно, музей под открытым небом, пусть и небольшой, но очень интересный. Деревянные, музеефицированные постройки начала XX века представляют повседневную местечковую жизнь уже далекой от нас поры.

Одним из объектов экспозиции является – “хата завозчiка”. Ранее в ней останавливались те, кто завозил (отсюда и название -завозит-) зерно на помол. – она служила непритязательной гостиницей, в которой можно было найти “и стол, и кров”. Как и сто лет тому назад, хата по-прежнему принимает гостей… 

3. Музей “Млын”

Хлеб – всему голова, говорят в народе. Но чтобы эта поговорка сбылась, “млын” (мельница) прежде всего должен сказать свое веское слово. Здешняя паровая мельница на ходу. Это не мертвый музейный экспонат – мельницу в любой момент можно запустить в работу, которую она исправно выполняла долгое время (с 1910 до 1946 года), надежно служа жителям Заславля, и не только. В 1930-х гг. паровой двигатель (локомобиль) заменили на дизельный (фирмы “PERCUN”, Варшава. 1927 года выпуска), который в 1949 г. был сменен электрическим.

4. Музей “Кузня”

           Без кузнеца не обходились ни деревня, ни местечко, ни город… Погрузиться в мир этого непростого “жаркого” ремесла современному туристу как раз и поможет этот музей. Доставили кузницу сюда с Воложинщины. Ей более 80 лет. Наблюдая за завораживающим процессом ковки, трудно не удержаться, да и самому в нем не поучаствовать – уж хотя бы молотами постучать…

5. Музей “Дот”

image028Музей был открыт в июле 2004 года. Дот – это, сокращенно, долговременная огневая точка. Подобные сооружения возводились в 30-х годах XX века вдоль тогдашней советско-польской границы.

В трехамбразурном доте, рассчитанном на 12 военнослужащих, воссоздана боевая обстановка: три станковых и один ручной пулемет с боекомплектами, перископ для кругового наблюдения за противником, фильтро-вентиляционная система, средства связи. А у амбразур по-прежнему “несут свою боевую вахту” красноармейцы (представленные в виде манекенов).

 

 

 

Рыночная площадь

XI – XII вв. в месте пересечения трех дорог (в направлениях на Логойск, Раков и Минск) возникла площадь треугольной формы. Окончательное формирование площади состоялось в 20 – 30-х гг. XVII в.. когда владельцем Заславля был Миколай Глебович, именно в то время на южной окраине площади был построен костел. Наибольшее же значение площадь приобрела в конце XVII – XVIII столетий, когда Заславль был центром графства. Минский войт Антоний Пшездецкий, владелец Заславля, получил королевский привилей на проведение здесь четырех ярмарок в году и ежевоскресных торгов. Происходили они на Рыночной площади. К 1000-летию Заславля, в 1985 году, тут был установлен памятный камень, в подножие которого замуровано послание к потомкам.

 

image038

Детский музей мифологии и леса

Лесовика и волколака, батника и водяника, гаёвок, кадука и многих других таинственных и неведомых обитателей, живших, по поверьям наших предков, в лесах, можно увидеть в единственном в Беларуси Детском музее мифологии и леса.

Экспозиция, расположенная в здании Заславского лесничества, начинается с галереи мифических образов, воплощенных в вытинанках работы Елизаветы Червонцевой. Прелюдия галереи плавно переносит посетителей в мифический лее, наполненный таинственными, чарующими звуками, с ожившими лесными духами, рядом с которыми мирно уживаются птицы и звери – обитатели реального леса.

 

 

 

 

 

Старое христианское кладбище

 

image036

 

 image032image034