Развитие фермерских хозяйств в области обсудят на заседании в Миноблисполкоме
Автор Соб. Инф.20 февраля в Минском облисполкоме состоится заседание по вопросу развития фермерских хозяйств в области.
На встрече будут присутствовать председатель Минского областного исполнительного комитета Александр Турчин, помощник Президента Республики Беларусь – инспектор по Минской области Игорь Евсеев, первый заместитель председателя Минского областного исполнительного комитета Игорь Макар, председатели райгорисполкомов, руководители фермерских хозяйств.
Справочно
В Минской области функционируют по состоянию на 1 января 2020 года 785 фермерских хозяйств, в течение 2019 года организовано 49 хозяйств. За последние пять лет численность хозяйств увеличилась на 17%.
Общая площадь сельскохозяйственных земель в фермерских хозяйствах Минской области на 1 января 2020 года составляет 49,6 тыс. га, за последние пять лет увеличилась на 24,6 %. Удельный вес землепользования фермерских хозяйств в общей площади сельхозугодий области постоянно увеличивается - 1,8% в 2012 г., 2,6% - в 2015 году, 3,0% - в 2019 году. 13 % от общей численности КФХ имеют участки более 100 га.
В число крупнейших фермерских хозяйств области входят такие хозяйства, как "Высокая старина" (Пуховичский район), "Цнянские экопродукты" (Логойский район), КХ Пакуша И.А. (Молодечненский район площадь), КХ Нехвядовича И.И. (Воложинский район).
Фермерские хозяйства области преимущественно специализируются на выращивании продукции растениеводства. Животноводством в области занимаются 149 хозяйств или 19 процентов от их общего числа. Наряду с разведением крупного рогатого скота и свиней, отдельные К(Ф)Х также занимаются разведением коз и овец, лошадей , птицы, рыбы и пчел.
Основным направлением производственной деятельности фермерских хозяйств является сфера растениеводства, на долю которой приходится 81% от общего количества фермерских хозяйств области.
К(Ф)Х в 2019 году произведено: - зерновых и зернобобовых - 34,2 тыс. тонн (131 % к уровню 2018 года и в 2,5 раза к 2011 г.), картофеля – 131,7 тыс. тонн (112% к уровню 2018 и в 2 раза больше уровня 2011 г.), овощей 72,7 тыс. тонн (106% к уровню 2018 года и 110 % к 2011 г.), сахарной свеклы 53,8 тыс. тонн (99% к уровню 2018 года и в 4,3 раза больше 2011 г.), плодов и ягод 8,0 тыс. тонн (89 % к уровню 2018 года и в 8,8 раза больше уровня 2011 г.). Удельный вес производства К(Ф)Х картофеля, овощей, плодов и ягод от произведенного организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, составил 34,7 %, 50,1 % и 33 % соответственно. По сахарной свекле – 2,7 %, по зерновым и зернобобовым-1,8 %.
Крестьянские (фермерские) хозяйства области имеют значительный потенциал развития.
Основные мероприятия по поддержке и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств определены в подпрограмме 10 Государственной программы развития аграрного бизнеса на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 2016 г. № 196.
Фермеры в соответствии с действующим законодательством по результатам проводимых Минсельхозпродом конкурсов могут рассчитывать на финансирование из средств республиканского бюджета на первоначальное обустройство, включающее мелиорацию, строительство дорог, линий электропередач, газификацию, строительство объектов водоснабжения и др. Вне конкурса в рамках программы из республиканского бюджета финансируется установление границ земельных участков, выделенных КФХ. Также КФХ имеют возможность наравне с другими сельхозпроизводителями принимать участие в других подпрограммах Госпрограммы развития аграрного бизнеса, таких как «Развитие селекции и семеноводства», «Развитие племенного дела в животноводстве» и др.
Государственная поддержка для фермерских хозяйств осуществляется на тех же условиях, как и сельскохозяйственным организациям, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 347 «О государственной аграрной политике», в том числе:
- предоставление несвязанной поддержки, надбавок, прямых выплат в виде субсидий, производимых на единицу реализованной или произведенной и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции на территории Республики Беларусь либо на единицу площади земельного участка, голову скота;
- предоставление субсидий на осуществление деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции, на закупку удобрений, семян сельскохозяйственных растений, средств защиты растений, нефтепродуктов, запасных частей и других товаров, работ (услуг) по ремонту машин и оборудования, используемых в сельском хозяйстве, проведению отбора проб и лабораторного анализа качества семян сельскохозяйственных культур, молока и кормов, других работ (услуг), связанных с производством сельскохозяйственной продукции согласно отраслевым регламентам, типовым нормам и нормативам, а также погашения их задолженности по таким обязательствам;
- ежегодно осуществляется кредитование, в том числе на льготных условиях, реализации государственных программ в агропромышленном комплексе, включая осуществление текущей деятельности (в 2020 – году постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2019 г. № 895 «О мерах по подготовке к полевым работам, созданию прочной кормовой базы и уборке урожая в 2020 году»);
- иные меры в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь.
Кроме этого, они наравне с другими предпринимателями пользуются преференциями для малого бизнеса, могут получить субсидии из местных бюджетов на льготных условиях.
Фермерским хозяйствам предоставлен особый режим налогообложения в соответствии с налоговым законодательством. Они в течении трех лет со дня государственной регистрации освобождаются от уплаты всех видов налогов, кроме налога на доходы от деятельности, не связанной с сельскохозяйственным производством. После истечения этого срока налогообложение К(Ф)Х производится как для сельскохозяйственных организаций.
В Минской области сформированы предлагаемые для передачи крестьянским (фермерским) хозяйствам участки, площадью порядка 13 тыс. га, данная информация размещена на сайтах облисполкома и райисполкомов.
В настоящее время крестьянские фермерские хозяйства области имеют огромный потенциал для дальнейшего развития. Однако следует отметить следующие проблемные вопросы функционирования и развития фермерских хозяйств.