Объект построен по поручению Главы государства и инициативе Белорусской федерации парусного спорта. Он состоит из яхт-клуба и детскоюношеской спортивной школы. Строительство центра обошлось в 5 млн. долларов. При этом бюджетных средств затрачено не было, однако государство предоставило льготы для его создания.
Многофункциональность и комфорт данного комплекса позволяют говорить о совершенно новом и перспективном для Беларуси подходе к развитию яхтинга и оказанию услуг в этой сфере.
"Сейчас в СДЮСШОР занимается около 80 детей. Они тренируются в отличных условиях. Есть раздевалки, душевые, — говорит заместитель директора школы Александр Мадыцкий. — Занятия для воспитанников проводятся бесплатно. Но прежде чем прийти в парусный спорт, дети в обязательном порядке проходят школу плавания".
С открытием нового центра парусного спорта связываются большие надежды. Как отметил первый вицепрезидент НОК Беларуси, председатель Белорусской федерации парусного спорта Игорь Рачковский, в республике традиционно мощной была школа парусного спорта. — Практически 30% сборной команды Советского Союза — представители Беларуси. К сожалению, после распада СССР спортсмены и тренеры разъехались по разным странам, у федерации остался один центр олимпийской подготовки, а также небольшие отделения в Гомеле и Гродно. Материальной части не было, дети тренировались на лодках 20-летней давности, — рассказал Игорь Рачковский. — Мы начали с того, что стали передавать безвозмездно в школы суда различных классов и доски для виндсерфинга. За последние пять лет приобрели порядка 200 судов. Следующий этап — строительство нового парусного центра. Он был жизненно необходим, поскольку дети переодевались в старых вагончиках, в которых отсутствовали даже стекла. У национальной команды вместе с главным тренером условия были точно такими же. Инфраструктуры не было, из-за чего развивать парусный спорт было сложно. Разумеется, мало кто из родителей согласится отдать своего ребенка в такие условия.
По словам Игоря Рачковского, строительство центра преследовало несколько задач. Среди них — вернуть на родину талантливых белорусских тренеров и спортсменов.
— Один из первых, кто откликнулся на наше предложение, — Александр Шпилько, который в настоящее время является главным тренером национальной сборной Беларуси по парусному спорту, — отметил Игорь Рачковский. — До этого он тренировал одну из российских команд и получал там хорошие деньги, но все-таки решил вернуться в Беларусь, тем более у него здесь оставалась семья. Стоит сказать, что и ряд других ребят не остались в стороне. Словом, появилась инфраструктура — появились и тренеры. И если у нас была одна звезда — чемпионка мира Татьяна Дроздовская, которая сейчас возглавляет мировой рейтинг в классе "Лазер-Радиал" и в этом году впервые в истории Беларуси завоевала Кубок мира, то сейчас подрастает перспективная смена. В прошлом году дети-досочники стали чемпионами мира и Европы. В этом году двое воспитанников завоевали серебряные награды на крупных стартах.
Касаясь Олимпиады, Игорь Рачковский сообщил, что в этом году на Игры2016 в Рио-де-Жанейро планируется завоевать две лицензии. Всего же задача — получить 4 путевки. При этом белорусские яхтсмены готовы бороться за призовые места. У молодых ребят — Артема Джавадова, Никиты Циркуна и Анастасии Валькевич — есть все шансы.
"Ребята прибавляют с каждым днем. А если учесть, что им сейчас по 17—19 лет, то через два года они будут в полной боевой готовности", — уверен председатель федерации. Пока же главная задача — популяризация парусного спорта с целью привлечения в него детей. В планах федерации — обеспечить подготовку юных спортсменов во время школьных каникул в Испании. Сейчас ведутся переговоры с парусной школой в Малаге. По словам Игоря Рачковского, парусный спорт дорогой в плане переездов, поскольку этапы Кубка мира и другие соревнования проходят в разных странах. Что касается стоимости лодок, то судно в классе яхт "эМ-Ка" стоит около 25 тыс. евро, "Оптимист" — от 1.600 евро, а "Лазер-Радиал" — 6 тыс. евро. При этом нужно учитывать, что паруса — достаточно затратная часть. Они меняются практически каждый год, поскольку растягиваются и не держат форму.
На территории центра есть гостевой комплекс, он предназначен прежде всего для детей и их тренеров. Здесь они будут останавливаться на время учебно-тренировочных сборов. В будущем федерация планирует построить в центре гостиницу, где смогут остановиться все желающие. Ведь объект можно по праву назвать уникальным для нашей страны спортивно-развлекательным комплексом. Яхт-клуб предлагает ряд платных услуг. Среди них — прогулка на яхте или катере, возможность фото- и видеосъемки, стоянка яхт и катеров в марине, зимняя стоянка судов. Игорь Рачковский заметил, что с появлением инфраструктуры белорусы, которые имели свои яхты за рубежом, постепенно перевозят их сюда. Говорят, что если в той же Майорке бывают всего 2—3 недели в году, то в центр могут приезжать практически каждый день.
— Наша марина — порядка 70 судов, — рассказал председатель федерации. — Потенциал Минского моря огромен. На нем можно проводить чемпионаты мира, к чему мы и будем стремиться в будущем.